Описание лошадей породы Брабансон

Лошади породы брабансон

Бельгийский тяжеловоз (брабансон) — древняя тяжелоупряжная порода лошадей, которая стала основой для выведения клейдесдалей, шайров и суффольк-панчей. Она получила свое название от местечка Брабансон в Центральной Бельгии, в котором их разводят.

История породы

Точная история происхождения данной породы неизвестна. Первые упоминания о тяжеловозах (брабансонах) встречаются в греческой и римской литературе.

Тяжелоупряжные лошади пользовались большим спросом в Средневековье: воины из Бельгии применяли их во время Крестовых походов. Это было обусловлено тем, что рыцари были закованы в тяжелые доспехи весом в несколько десятков килограммов, такую массу на себе могли нести не все кони.

После изобретения более совершенного оружия кони стали применяться в легкой кавалерии, но брабансон — лошадь, которая осталась нужна на войне. В 1885 г. было основано «Общество по улучшению бельгийской лошади», главной задачей которого являлось очищение данной породы от генетических примесей. С тех пор регулярно стали проводиться выставки брабансонов, люди начали вести их родословные.

Во время двух мировых войн работы по селекции брабансона были приостановлены, но порода сохранилась. В дальнейшем лошадей-тяжеловозов стали использовать в сельском хозяйстве. Сильные кони были востребованы и во время развития городов, при прокладке дорог, постройке заводов.

В 21 веке эта порода охраняется правительством Бельгии, т. к. является достопримечательностью страны.

Описание

Внешний вид

Характер

Брабансоны отличаются покорным, робким нравом, причина этого — суровые условия содержания и разведения. Бельгийские заводчики отправляли кобыл на случку через 9 недель после родов, а жеребят отлучали от матери уже через 2-3 недели после рождения. С детства они трудились и питались простыми кормами без излишеств. Для размножения отбирают только спокойных особей, поэтому каждое новое поколение обладает еще более невозмутимым характером.

Применение сегодня

Брабонсоны используются в лесоповальных зонах и в фермерских хозяйствах северной и западной Европы в качестве тягловой силы из-за выносливости и неприхотливости. Этих умных коней часто учат пасти скот. Они также служат в лесных хозяйствах Канады.

Эта порода была основой для выведения многих видов тяжеловозных пород: шайра, суффолька, советского и ирландского тяжеловозов, клейдесдайля и др. Работа ученых Бельгии по усовершенствованию данного вида продолжается.

Брабансонские кони могут участвовать в непрофессиональных скачках, но чаще они используются для перевозки тяжелых предметов или служат украшением на выставках.

Описание лошадей породы Брабансон

Брабансон, или Бельгийский Тяжеловоз, — одна из самых старых пород своего вида. С помощью этих коней были выведены другие сильные представители непарнокопытных. При этом характер животного отличается мягкостью и кротостью, что также ценится человеком.

Лошади породы Брабансон

Формирование породы лошади во многом зависит от природных условий обитания. Коневоды при разведении учитывают естественные характеристики вида скакунов и стараются довести их плюсы до максимума. Однако для выведения тех или иных пород заводчикам требует основа. Для современных видов тяжеловоза подобной основной стала Бельгийская лошадь.

Ареал

Природным местом обитания Бельгийских тяжеловозов принято считать Европу. Именно там, в Бельгийских и Германских краях, появились невысокие кони с отличительной мускулатурой. Климат в местах обитания породы достаточно суров, именно поэтому скакуны имеют густую шерсть и гриву. Копыта животного также защищены волосяным покровом. Эта теплокровная порода хорошо справляется с холодным ветром и низкими температурами.

Использование породы

В средние века Брабансонов использовали тяжеловооруженные рыцари.

Брабансон довольно быстро начал использоваться не только для передвижения верхом, но и в сельскохозяйственной промышленности. Благодаря своей выносливости, эти скакуны стали незаменимыми помощниками фермеров и крестьян. Даже в наши дни многие поля обрабатываются с их помощью.

Брабансон — очень умная лошадь, поэтому ее часто используют для выпаса скота. В западной и северной Европе этих скакунов используют на лесопилках в качестве тяговой силы. Для этого жеребцов обучают не менее года слушаться специальным командам, поскольку лошадь может тягать большое количество бревен и без предварительной подготовки есть вероятность несчастного случая. Также услугами мощных коней пользуются лесорубы Канады.

Немаловажную роль сыграл Брабансон из Бельгии и в селекции. Эта порода считает основой для многих других видов тяжеловозов. Так, с помощью Бельгийской лошади на свет появились Суффольк и Шайр.

Другие породы также улучшались при помощи этих крепких лошадей, среди них Советский тяжеловоз, Ирландский тяжеловоз и Клейдесдаль. Работа ученых Бельгии не останавливается до сих пор, и жеребцов стараются улучшать с каждым разом все сильнее.

Экстерьер

Внешний вид тяжеловесов имеет свои четко установленные нормы. В первую очередь Брабансон отличается невысоким ростом: около 170 см в холке.

В прошлом веке встречались особи, которые достигали роста в 2 м. При этом животное весило около тонны.

В конце XIX века породу бельгийского скакуна разделили на 3линии:

  • Gros de la Dendre — первая линия;
  • Greys of Hainault — вторая линия;
  • Collosses de la Mwhaigne — третья линия.

Отличия этих подвидов в первую очередь во внешних признаках. Лошадь Оранж Первый стал предком первой линии тяжеловозов. Эти жеребцы отличаются могучим телосложением и чаще всего имеют гнедой цвет шерсти.

Внешний вид Бельгийского тяжеловоза

Конь Байярд положил начало второй линии лошадей. Такие скакуны имеют преимущественно чалый окрас. Также встречаются рыжие и серые особи. Самый редкий тип цвета шерсти у этого подвида — буланый.

Жан Первый основал третью линию, отличительной чертой которой является поразительная выносливость. Скакуны третей линии имеют очень крепкие ноги.

Голова Бельгийских жеребцов отличается небольшим размером, однако морда достаточно рельефна. Лоб лошадей покатый и широкий. Глаза преимущественно темных оттенков, не слишком большие.

Уши маленькие и стоят под прямым углом. Ноздри отличаются большим размером. Брабансон имеет длинную шею дугообразного вида. Она компенсирует тяжелый вес корпуса и уравновешивает животное. Мускулатура Бельгийского тяжеловоза очень развита.

Отдельно следует отметить ноги животных. Конечности жеребцов сухие, с широким мускулистым верхом и тяжелыми копытами. Подобная форма ног позволяет Бельгийским лошадям носить тяжести.

Шерсть очень густая и имеет подшерсток. Также отличительной чертой породы считается волосяной покров вокруг копыт. Хвост по бельгийским нормам у породы короткий, обычно его стригут под основание. Среди многообразия окраса редко встречается вороная масть.

Характер

Бельгийская порода отличается покладистым характером.

Причиной этого является суровые условия содержания и разведения. Для случки выбирают только самых покорных и кротких скакунов, из-за чего с каждым новым поколением порода приобретает все более невозмутимый характер.

Также на протяжении всего выведения этого вида заводчики из Бельгии довольно строго относились к лошадям. Кобыл отправляли на случку по пришествии 9 недель после родов, а жеребят начинали понемногу отлучать от матери спустя 2-3 недели. Самих скакунов с детства приучали к труду и неприхотливости, из-за чего Бельгийские тяжеловозы спокойно питаются самыми простыми кормами и не требуют излишеств.

Характер лошадей Бельгийской породы

Благодаря всем этим особенностям разведения Брабансоны крайне спокойны и послушны. Они также обладают хорошим умом и поддаются дрессировке. Брабансон способен реагировать на речь человека и слушаться устных команд, поэтому извозчикам редко приходится применять хлыст.

Тяжеловозы сильно привязываются к своим владельцам и узнают их. Эта порода не требует к себе повышенного внимания, но с помощью ласки и хороших слов можно легко завоевать доверие этой крупной лошади.

Содержание и рацион питания

Многие новички в коневодстве ошибочно считают, что содержание Брабансонов слишком дорогостоящее. Однако большое количество корма компенсирует неприхотливостью скакуна.

Лошадь с удовольствием ест сухие и жесткие травы, от которых отвернулось бы большинство выездных пород.

Сбалансированный суточный рацион тяжеловоза выглядит примерно так:

  • грубый корм — 6 кг в сутки;
  • чистый овёс — 6-8 кг в сутки;
  • ржаная соломенная резка — 0,5 кг в сутки;
  • дробленное льняное семя —0,5 кг в сутки.

Те или иные продукты питания с легкостью можно менять на другие. Важно помнить, что Брабансонам требует калорийный корм, поскольку иначе животное не сможет набрать нужную массу.

Бельгийские тяжеловозы отлично справляются с перепадами температуры и способны выдерживать холода ниже нуля. Этих лошадей греет подкожный слой мышц, а также густой волосяной покров на голове и ногах.

Конюшня для крупных коней необязательно должна быть большой. Брабансон будет хорошо себя чувствовать и в деннике размером в 4 кв. м, а это всего на 1 кв. м больше, чем денник пони. Единственное, в чем нуждаются тяжеловозы, — это летние пастбища, на которых они пополняют организм витаминами.

Чрезвычайно важно соблюдать санитарные нормы содержания, чистить конюшню не реже 3 раз в неделю. Также необходимо убедиться, что в помещении хорошая циркуляция воздуха.

Брабансон должен иметь четкий рабочий график. Если не сбалансировать время работы и отдыха, животное станет трудиться на износ, что плохо скажется на здоровье.

Заключение

Брабансон из Бельгии — это порода тяжеловозов, которая отличается скромными требованиями и спокойным характером.

Кроме прочих качеств этот вид лошадей — один из самых древних. Благодаря тяговым качествам, бельгийских скакунов часто используют в лесоповальной зоне или на фермерском хозяйстве.



Брабансон: характеристика бельгийской породы лошадей, содержание и уход

Тяжеловозы — лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику — желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы — 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке. Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая — Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая — Greys of Hainault, представителем которой был Байярд — конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья — Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые. Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются. Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья. Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке — там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Правила ухода и кормления лошадей

Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так. Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:

  • жеребята с возраста 35–40 дней приучаются к дроблёному овсу и отрубям;
  • кони этой породы неприхотливы в питании;
  • выпас на полях с богатой растительностью исключает необходимость в подкормке концентрированными кормами;
  • могут содержаться в обычной конюшне, размер которой составляет 4х4 м;
  • этим лошадям требуется территория для свободного выпаса рядом с конюшней;
  • помещение, где живёт тяжеловоз этой породы, должно хорошо проветриваться и в нём должна проводиться регулярная уборка;
  • брабансоны могут хорошо переносить различные природные явления, в частности, морозы, благодаря толстой мышечной прослойке, густой гриве и шерсти на ногах.

Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку. Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.

Порода лошадей брабансон

Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Характер

Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.

Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Брабансон (бельгийская тяжеловозная порода лошадей): фото, описание, история происхождения

Брабансонская порода, представляя собой промежуточный тип между фламандскими и арденскими лошадьми, оказалась наиболее отвечающей современным требованиям, предъявляемым к рабочим лошадям в государствах с развитой индустрией, и к настоящему времени получила исключительно широкое распространение по всей Бельгии под названием бельгийской рабочей лошади, или бельгийского тяжеловоза.

Таким образом, Бельгия имеет в настоящее время один тип тяжелой лошади, очень однообразный по характерному для него складу и различающийся лишь по росту и весу (рис. 52). Рост взрослой бельгийской лошади колеблется между 156 и 168 см в холке. Бельгийцы не стремятся к получению очень высоких лошадей. Знаменитый бельгийский жеребец «Рев-д’0р», признанный на международной выставке в Париже в 1900 г. всемирным чемпионом, имел рост в холке 164 см.

Бельгийский тяжеловоз обладает сбитым могучим телосложением, выполненностью форм, сухостью ног, выгодно отличающими его от английских тяжеловозов. Туловище его глубокое, мускулатура могучая, костяк массивный и в то же время плотный и крепкий, грудная клетка солидных размеров, ребра округлые, круп широкий, округлый, раздвоенный, спина и поясница короткие. Наблюдаемая у прежних бельгийцев провислость спины теперь устранена. Скакательные суставы и запястья широкие, как бы выточенные, конечности сухие с небольшими щетками и хорошим крепким копытом. Наследственные костные недостатки, как то: курба, шпат, пипгак, почти не встречаются. Обхват запястья в среднем 41 см, пясти 25 см, а скакательного сустава 52 см.

Шея толстая и короткая, высоко поставленная, в верхней части имеющая большее развитие и более закругленный профиль, чем у других тяжеловозов. Голова, сравнительно с могучим туловищем, легкая, слегка лишь горбатая, с хорошо развитым плоским лбом. Масть преобладает светло-гнедая и рыжая, реже вороная и очень редко встречаются животные серой масти.
Бельгийский тяжеловоз отличается скороспелостью. Выездку жеребят в Бельгии начинают с 20 месяцев, и с 2 лет лошади выполняют обычную работу, в то время как тяжеловозы других пород в тяжелую работу идут лишь с 3 лет. Продолжительность жизни, работоспособность и заводская деятельность бельгийской лошади довольно значительные. По данным проф. Лейдера жеребцы несут племенную службу до 22 лет и более, покрывая нередко до 120 и даже до 150 маток при 5—8-месячных случных периодах. Бельгийские лошади имеют развязный шаг и могут бежать энергичной непринужденной рысью. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом. Матки плодовиты; по сообщению проф. Лейдера в Бельгии 75—80% покрытых кобыл приносят жеребят.

Отсутствие изнеженности у бельгийских лошадей объясняется соответствующими условиями их содержания в Бельгии. Матки нередко идут в случку на 9-й день после выжеребки. Как правило, после жеребенья кобылы остаются без работы около 10 дней и после этого к жеребенку подпускаются в стойло сначала 4—5 раз, а затем все реже до окончательного отлучения жеребят в возрасте от 3 до 6 месяцев. Сосуны, начиная с 35—40 дней, постепенно приучаются к отрубям и дробленому овсу. Отъемыши до глубокой осени пасутся на искусственных пастбищах, отличающихся богатой растительностью, и подкормки концентрированным кормом обычно не получают. Матки все свободное от работ время также проводят на пастбище, что благотворно отражается на их здоровье, работоспособности и предупреждает изнеженность.
Жеребят, не пригодных для племенных целей, кастрируют в возрасте около одного года. Принятое в Бельгии укорачивание хвостов у лошадей производится у жеребят в возрасте нескольких недель.
Бельгийская лошадь, принадлежа к одной из старейших групп, образовалась на территории современной Бельгии из первичных доисторических лесных лошадей (Кулешов).

Полезные качества бельгийских лошадей известны были с давних пор, еще со времен Юлия Цезаря. В течение продолжительного своего исторического развития бельгийская лошадь подвергалась значительным изменениям в зависимости от изменявшихся требований к ней в разные времена. В средние века, во времена рыцарства, наиболее ценилась бельгийская лошадь с тяжелыми формами и крепким сложением, так как такая лошадь была весьма пригодна для того, чтобы возить тяжело вооруженного и закованного в тяжелые латы рыцаря.
С изобретением пороха (XV век) способы и средства войны резко изменились и нужда в тяжелой лошади отпала. На смену ей потребовалась для военных целей лошадь более легкая и подвижная, для чего производилось скрещивание с арабскими и другими восточными лошадьми. Крестьяне же для сельскохозяйственных работ стремились иметь более тяжелых лошадей. Последние особенно стали цениться и распространяться по мере развития промышленности и усиления товарооборота и также устройства шоссейных дорог.

В связи с усилившимися требованиями на лошадь крупную и массивную, способную перевозить большой груз, подбор племенных животных шел в определенном направлении. Практиковавшееся ранее бессистемное скрещивание было прекращено, и с начала 90-х годов Бельгия встала на твердый путь улучшения своих лошадей исключительно путем разведения в себе. В 1885 г. возникло Общество по улучшению бельгийской лошади, которое поставило себе задачей уничтожить провинциальные разветвления пород и достигнуть однообразного типа лошади, приняв за образец брабансонскую породу. В 1891 г. обществом издан был единый студбук для всех бельгийских лошадей и в 1900 г, он был закрыт, т. е. в него не принимались лошади, родители которых не были записаны в студбук ранее. К 1914 г. уже в нем было зарегистрировано 58 298 жеребцов и 80 199 кобыл. Большое значение для коннозаводства и улучшения пород бельгийских лошадей имели ежегодно устраиваемые выставки рабочих лошадей в Брюсселе, привлекавшие очень большое количество племенных животных и сопровождавшиеся их экспертизой и присуждением премий. Уже с 1900 г. на эту главную выставку стали допускаться лишь те лошади, которые записаны в племенную книгу (студбук).

Наиболее ценными считаются линии знаменитых жеребцов «Оранжа I», правнуками которого являются «Рев-д’0р» — чемпион мира, и знаменитый «Индижен-дю Фосто»; «Альбиона-д’0р» и др. Среди лучших производителей последнего времени, давших в потомстве наибольшее количество премированных, первое место занимает «Авенир д’Эрз» и его сыновья. На национальной бельгийской выставке лошадей в Брюсселе в 1933 г. сын «Авенира д’Эрза» «д’Анти» 4 лет и дочь его «Астрид Пандур» оказались победителями, получив первые призы.
Высокополезные качества бельгийских лошадей создали им громадную популярность за пределами родины. Ежегодно около 25—30 тысяч лошадей экспортируются в разные страны — в Германию, Францию, Швецию и др., причем около 75% довоенного экспорта падало на Германию. В последней так называемая «Рейнская рабочая лошадь» представляет собою почти не измененного бельгийского тяжеловоза.

Что касается распространения бельгийских лошадей у нас, то в прежнее время к нам ввозились главным образом горные ардены, преимущественно в районы нечерноземной полосы. В центральные же районы и на Украину, где крестьянами разводится наиболее крупная товарная лошадь, шли по преимуществу брабансоны (рис. 53). По данным Наркомзема, с явными признаками бельгийской породы имеется в РСФСР до 20 000 лошадей. Среди крестьян ардены пользовались большой популярностью как хорошие улучшатели мелкой крестьянской лошади, придавая последней массивность форм и увеличивая силу тяги. Ардены сохранились до сих пор на некоторых наших госконзаводах, как, например, Уральском, где имеется около 50 арденских маток, Новоалександровском (УССР) и некоторых других. Арденские матки на них обычно не превышают 150 см в холке при обхвате в груди около 183 см, а в пясти 20—21 см. На всех этих заводах Наркомзем, учитывая потребность в более крепком бельгийце для образования более массивной полукровной рабочей лошади для транспорта и сельского хозяйства, ведет работу по укрупнению существующего типа путем соответствующего подбора производителей.

Основным рассадником брабансонов является Починковский госконзавод в Горьковском крае, имеющий штат в бельгийском отделении в 80 маток, а также бельгийцы имеются на ряде заводов в Западной, Ивановской, Московской, Курской и Воронежской областях, а также в УССР (И. Александровский завод).
В последние годы удалось пополнить состав Починковского завода несколькими заграничными ценными жеребцами и матками.
Стандарты выводных премированных в Бельгии производителей значительно выше:
На будущее время предположено увеличивать на конезаводах количество бельгийцев как наиболее ценных рабочих лошадей для промышленных и городских центров, отказываясь постепенно от разведения английских тяжеловозов.

При скрещивании с крестьянскими простыми матками бельгийцы стойко передают потомству свои качества, давая крупных, сильных, пропорционально сложенных метисов рабочего типа. Планом районирования бельгийская лошадь признана основным улучшателем рабочих лошадей на большой территории. В северной части УССР, центральной и западной части БССР, юго-зап. части Западной и Ленинградской областей и в горных районах Уральского хребта — будут применяться несколько более мелкие бельгийцы, а в Ивановской, Курской, Воронежской областях, Мордовской АССР, а также в западной части Горьковского края, в Татреспублике и в центральной части Западносибирского края — более крупные бельгийские лошади.

Бельгийские тяжеловозы – лошади породы Брабансон

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон) — это знаменитая порода лошадей, выведенная в Бельгии для тяжелых работ, требующих большой силы и выносливости. Она является промежуточной формой между фламандскими и арденскими лошадьми. Однако в наше время этот красивый богатырский конь стал достоянием и визитной карточкой страны.

Брабансон — порода лошадей, выведенная для выполнения тяжелой работы.

Основные характеристики

Экстерьер этого необычайно могучего коня можно описать следующим образом.

  • Рост взрослого бельгийского тяжеловеса колеблется между 156 и 168 см в холке. Эти показатели нельзя назвать большими. Однако высокорослость лошадей достигается за счет длинных ног, а это в данной породе не главное. Тяжеловоз должен везти, а не скакать, обгоняя ветер.
  • Телосложение могучее, сбитое. Туловище у этого достояния Бельгии глубокое, костяк массивный и одновременно крепкий и плотный. Грудная клетка широкая и большая, ребра отличаются особой округлостью. Круп, как у всех тяжеловозов, округлый, широкий, раздвоенный. Большая часть мощи приходится на переднюю часть туловища, поэтому спина и поясница короткие. Традиционная для тяжелых лошадей провислость спины отсутствует.
  • Ноги у этой лошади сухие, что выгодно отличает эту породу от других аналогичных. Скакательные суставы и запястья отличаются своей объемностью. У копыт расположены небольшие щетки. Сами копыта крепкие, что неудивительно для лошади, которая должна перемещать тяжелые грузы. В запястье обхват составляет в среднем 41 см. Скакательный сустав в обхвате составляет 52 см.
  • Этот конь отличается и богатырской шеей. Она короткая, широкая, высоко поставленная, с закругленным профилем. По сравнению с тяжелым телом и короткой могучей шеей голова кажется легкой и вроде бы маленькой, с развитым лбом и небольшой горбинкой.
  • В окрасе жесткого стандарта нет. Однако преобладают светло-гнедые и рыжие лошади. Редко можно встретить вороных и серых тяжеловозов.

    Таким образом, богатырский конь из Бельгии представляет собой великолепное зрелище сочетания мощи и подвижности.

    Конь этой породы имеет мощный, но в то же время изящный внешний вид.

    История

    История этой породы уходит в далекое прошлое времен Римской империи. Неудивительно, что за многие века она претерпевала значительные изменения.

    Пик расцвета и востребованности приходился, конечно, на средние века, когда тяжелым рыцарям, закованным в десятки килограмм железа, требовались лошади богатырского телосложения.

    После того как рыцарские времена закончились, а люди освоили дистанционные способы убийства себе подобных, применение огнестрельного оружия не устранило лошадей с поля боя. По-прежнему были востребованы кони, но только для легкой кавалерии. Появление пушек не сильно изменило судьбу тяжеловозов. Войне по-прежнему нужны были универсальные легкие лошади.

    Так конь-тяжеловоз перешел на мирную службу. Сильные лошади сначала были востребованы на крестьянских работах. Потом, когда стали расти города, разворачивалось строительство дорог, развивалась промышленность, тяжеловозы опять тянули свой воз мирной жизни.

    Эта востребованность и развитие науки перевели формирование породы на новый уровень. Начался этап целенаправленного селекционного отбора и сохранения чистой породной линии лошадей, являвшихся народной гордостью.

    Ранее бельгийские тяжеловозы широко использовались в хозяйстве, но сейчас порода приобрела декоративный характер.

    В 1885 году возникла организация под названием «Общество по улучшению бельгийской лошади». Главное назначение этого общества состояло в очищении породы от генетических ответвлений, сформировавшихся в разных регионах страны. За образец отбора была принята брабансонская порода. Через 6 лет после учреждения общества был принят единый студбук для всех лошадей страны. Через 9 лет студбук был закрыт, в результате чего была создана ситуация, при которой породистая линия формировалась только из потомков лошадей, когда-то включенных в студбук.

    С тех пор, кроме ведения родословной и других действий по селекции данной породы, стали проводиться регулярные выставки Бельгийского тяжеловоза. Цель каждой выставки — отбор лучших представителей породы. Иными словами, выставки стали элементом общей работы по улучшению породных качеств тяжеловоза.

    Тем не менее, порода была сохранена и даже развита. В настоящее время чистая породная линия Бельгийского тяжеловоза находится под охраной специалистов и государства, являясь своего рода достопримечательностью.

    Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей

    Происхождение: Бельгия

    Высота: 165-173 см.

    Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.

    Экстерьер: маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, глубокий компактный корпус, короткие сильные ноги с густыми щетками.

    Использование: тяжеловоз.

    Брабансоны вобрали в себя всё лучшее от арденских тяжелоупряжных и фламандских. Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей больше всех соответствует всем государственным стандартам, которым должны отвечать все рабочие лошади в современном мире.

    Сегодня брабансоны массово распространились по территории всей Бельгии и наиболее известны, как бельгийская рабочая порода или бельгийская тяжеловозная. Это единственный тип тяжеловозов, родина которого является Бельгия. Они не очень высокие, но, несмотря на это, брабансоны становились многократными чемпионами на многих выставках.

    Лошадь Брабансон

    Бельгийские тяжеловозы имеют очень мощные части тела с короткой спиной, и худые ноги с явно заметными, выступающими мышцами. Брабансоны олицетворяют мощь и силу. У них крупное всё, от головы до костей и грудной клетки. В Бельгии эти лошади считаются настоящими богатырями.

    Раньше у породы бельгийских тяжеловозов в скелете лошади наблюдался недостаток в виде провислого поясничного отдела, но позже и этот изъян был устранён. У этих тяжеловозов очень развитые суставы на ногах, что делают их быстрыми и выносливыми при движении. Сухость ног ещё больше выпячивает мощные и большие копыта брабансонов. Шея у тяжеловозов тоже мощная и слегка выгнутая.

    Брабансоны чаще встречаются гнедой масти, рыжего и вороного окраса. Бельгийские рабочие быстро взрослеют и уже на второй год жизни, особь полностью готова к обычным работам. К тому же они не просто долгожители. Брабансоны способны продуктивно работать до глубокой старости. Они не прихотливы к еде и уходу, обладают стойким иммунитетом. У них покладистый и спокойный нрав.

    Кобылы брабансона в период полового цикла крайне плодовиты, причём в основном рождаются жеребята мужского пола.

    Лошадь породы Брабансон

    Такая необычайная стойкость этих лошадей объясняется их жёсткими и критическими условиями содержания, которые за долгие годы воспитали в тяжеловозах непреодолимое желание жить и выживать. Бельгийцы не жалели только что родивших кобыл, которые на девятый день после родов лошади вновь отправлялись на случку. Недавно родившихся младенцев очень скоро отучали от молока и прикармливали зерном и отрубями. А беременные кобылы работали наравне с другими особыми.

    Для чистоты породы лошади, бельгийцы кастрировали «бракованных» жеребят, чтобы те случайно не испортили будущее потомство.

    Свою эпоху Брабансон или бельгийская тяжеловозная порода лошадей начала ещё во времена правления Цезаря, но с тех пор вид брабансонов много раз подвергался изменением, что объясняется различием требований в разные временные периоды.

    В XV столетии нужда в тяжёлых лошадях резко исчезла. Тогда Бельгия и другие страны стали требовать облегчения породы. Селекционеры скрещивали брабансонов с рысаками, что привело к изменению породы. Но после этого крестьяне стали жаловаться на недостаток силы и мощи усовершенствованных лошадей, тогда и появилось деление брабансонов на два типа.

    Сегодня ценность этих лошадей, которые славятся своим исключительным трудолюбием, только возрастает. Бельгийские конюхи нацелены на увеличение поголовья бельгийских тяжеловозов для отечественных ферм и крупных городов. Бельгийская тяжеловозная порода лошадей лошади не только обладают рядом преимуществ, но и при скрещивании с обычными беспородными кобылами способны улучшить их потомство. После таких союзов появляются, хоть и не чистокровные, но превосходные рабочие лошади.

    Источники:
    http://fermoved.ru/loshadi/brabanson-belgijskij-tyazhelovoz.html
    http://pets2.me/bok/1956-brabanson-harakteristika-belgiyskoy-porody-loshadey-soderzhanie-i-uhod.html
    http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-brabanson/
    http://kohuku.ru/porodi/tyajeloupryajnie/387-brabanson-belgiyskaya-tyazhelovoznaya-poroda-loshadey-foto-opisanie-istoriya-proishozhdeniya.html
    http://mirsadovnikov.ru/1203-belgiyskiy-tyazhelovoz-brabanson-opisanie-porody-loshadey-foto.html
    http://vseokone.ru/brabanson-ili-belgijskaya-tyazhelovoznaya-poroda-loshadej.html
    http://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/articles/budennovskaya-poroda-loshadej/

  • Ссылка на основную публикацию